2,58 Mb.НазваниеТеория государства и права (схемы и комментарии)страница8/17Дата конвертации08.09.2012Размер2,58 Mb.Тип 8 12.4. Соотношение норм права и морали. Соотношение норм права и морали можно проследить через единство их общих признаков и различий. Общие признаки права и морали: они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования; право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни; у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения; право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов; основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения; право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей. Различия между правом и моралью: по способу формального закрепления властных предписаний - мораль формируется в сознании людей, а право устанавливается от имени государства и получает свое оформление в определенных государством источниках (нормативных актах, прецедентах, обычаях и т.д.); по методу обеспечения - мораль на основе внутренних убеждений и общественного порицания, право в виде конкретных санкций, обеспечиваемых аппаратом принуждения; по сфере действия - нормы права регулируют только наиболее важные юридически значимые общественные отношения, а мораль может оценивать практически все общественные отношения; 12.5. Понятие и признаки правовой нормы. Правовая норма это установленное или санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой общеобязательное, формально-определённое правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы и ответственности, регулирующее типовые общественные отношения.Основные признаки правовой нормы. 1. Общеобязательность. Норма права - это государственно-властное предписание (требование) закрепляющее правило поведения обязательное для всех субъектов вне зависимости от особенностей их статуса (социального и материального положения, возраста, пола и т.д.). 2. Непосредственная связь с государством. Устанавливается или санкционируется государством, охраняется от нарушений и обеспечивается мерами государственного воздействия (в том числе, принудительного характера). 3. Правило общего характера. Регулирует определённый вид общественных отношений; представляет собой общий, типовой вариант поведения людей; действует постоянно; направляет свое воздействие на неперсонифицированный круг субъектов. 4. Формально-юридическое закрепление. Норма права излагается в статье нормативно-правового акта, который разрабатывается и принимается компетентным государственным органом в порядке установленной законом процедуры. 5. Микросистемность. Выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимообусловленных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.12.6. Классификация юридических норм.В основу классификации юридических норм положены различные критерии 1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и др. отраслей права. В свою очередь отраслевые нормы делятся на нормы материального и процессуального права. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. (нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права). Процессуальные правовые нормы регулируют организационные отношения и носят сугубо организационный, процедурный, управленческий характер; регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права; регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса (истца, ответчика, судьи, адвоката, прокурора, подсудимого, потерпевшего и т.д.). 2. По методу правового регулирования нормы права делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. Императивные нормы категорические властные предписания, в максимально конкретной форме излагающие правила поведения при реализации которых не допускается какой бы то ни было свободы правоприменителя . Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Поощрительные нормы - это предписания о мерах поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающихся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей, либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования. Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учётом своих местных условий, возможностей и резервов. 3. По функциональной роли в механизме правового регулирования общественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила и специализированные нормы (дефиниции, цели, принципы). 1). Нормы-правила содержат характеристику вариантов возможного, должного и недопустимого поведения. При этом, они в свою очередь подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов, направлены на урегулирование правомерного поведения, формулируют положительные предписания в праве. Охранительные нормы предусматривают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, предусматривают применение к нарушителю негативных мер в форме государственного принуждения. 2). Специализированные нормы определяют основные понятия и принципы правового регулирования; формулируют его цели и задачи; обозначают возможные перспективы развития юридических институтов. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала; нормы-принципы; нормы-цели, нормы-дефиниции. Нормы-начала - это предписания, конституционно закрепляющие основы социально-экономической, политической и государственной жизни, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан. Нормы-начала в своем большинстве сосредоточены в Основном законе государства. Нормы-принципы закрепляют основные направляющие начала юридической деятельности (например в Конституции РФ закрепляется норма-принцип, в которой говорится о том, что в основу формирования государственной власти в России положен принцип разделения властей). Нормы-цели определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития. В частности, своеобразной нормой-целью является преамбула Конституции США, гласящая: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования бо]лее совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспече]ния внутреннего спокойствия, организации совместной оборо]ны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Нормы-дефиниции содержат определения конкретных юридических понятий. К примеру, ст. 209 УК РФ устанавливает, что «под бандой следует понимать устойчивую вооруженную группу двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации». 4. По субъекту правотворчества и юридической силе, то есть в зависимости от
12.4. Соотношение норм права и морали - Теория государства и права (схемы и комментарии)
Комментариев нет:
Отправить комментарий